Страховая бюрократия

Страховая бюрократия

Одной из наиболее распространенных причин недовольства страхователей является излишняя требовательность страховых компаний к документам. Зачастую речь идет не только о различных справках, необходимых для оформления выплаты, но и о документах при заключении договора. Большинство отечественных автовладельцев считает, что страховщики проявляют излишнюю скрупулезность при приеме документов не в силу необходимости, а чтобы потянуть время. Отчасти они правы, но в некоторых случаях требование о предоставлении какого-либо документа продиктовано обязанностью страховщиков соблюдать законодательные нормы.

Как известно, в нашей стране деятельность любой организации регулируется законом. Не являются исключением и страховые компании. Они должны придерживаться определенных правил как при оформлении полиса, так и при приеме документов на выплату. Правда, полномочия страховщиков в данном вопросе несколько отличаются в зависимости от конкретного вида страховых услуг. Если в случае с договорами КАСКО они имеют право самостоятельно устанавливать условия страхования, то в случае с обязательной «автогражданкой» страховые компании лишены такой возможности.

Заключение договора

Практика отечественных автостраховщиков единообразна, потому можно выделить ряд документов, которые потребуются при оформлении полиса как в случае с добровольным автострахованием, так и в случае с ОСАГО. Страхователям нужно помнить, что все документы желательно представлять в оригинале. Итак, при визите в офис страховщика непременно нужно иметь при себе:

Паспорт.
Документы на машину (свидетельство о регистрации либо ПТС).
Действующую диагностическую карту.
Водительские удостоверения граждан, которых автовладелец планирует включить в страховку.


Если машина была приобретена в кредит, при оформлении полиса КАСКО также может потребоваться кредитный договор. Однако чаще всего автостраховщики, аккредитованные при конкретном банке, имеют связь с менеджерами кредитного учреждения, потому могут самостоятельно уточнить нужные сведения. Стоит отметить, что при оформлении договора добровольного автострахования, как правило, не возникает проблем со сбором нужных документов.

В случае с ОСАГО страховые компании вовсе лишены возможности требовать какие-либо дополнительные документы, так как перечень необходимых бумаг указан в единых страховых правилах, утвержденных Правительством России. Там же сказано про отсутствие необходимости представлять оригиналы перечисленных документов в случае пролонгации полиса «автогражданки». То есть при переоформлении страховки на новый срок менеджеры страховщика не должны требовать у клиента ничего кроме паспорта.

Обращение за выплатой по КАСКО

В силу объективных причин нельзя составить универсальный перечень документов, необходимых для оформления убытка, ведь обстоятельства страховых событий могут сильно отличаться. Например, при повреждении автомашины в результате удара молнии не нужно представлять страховщику справку о ДТП, а в случае дорожного происшествия не потребуется справка о метеорологических условиях. Учитывая разнообразие возможных причин повреждения машины, наиболее разумно изучить правила страхования конкретной организации. Чаще всего страховщики указывают в правилах КАСКО перечень документов и справок с привязкой к обстоятельствам повреждения автомобиля. Нужно отметить, что страховые компании всегда оставляют за собой право потребовать дополнительные документы.

Выплата по «автогражданке»

Как было упомянуто выше, обязательное страхование автогражданской ответственности регулируется государством, потому страховщики не могут самостоятельно изменять страховые правила. Если у автовладельца нет времени на изучение единых правил обязательного автострахования, он может ознакомиться со статьей о порядке оформления дорожного происшествия в рамках договора ОСАГО. Помимо прочей информации, в статье содержится перечень справок, необходимых при обращении за выплатой.

Стоит упомянуть отдельно, что страховые компании не только не имеют права требовать документы, не указанные в правилах ОСАГО, но и не должны принуждать автовладельца к заключению каких-либо дополнительных соглашений. Например, некоторые региональные автостраховщики предлагают клиентам, обратившимся за возмещением, подписать соглашение об отказе от претензий к страховой компании, осуществившей выплату. Автовладелец может отказаться от заключения подобного сомнительного соглашения, что никак не повлияет ни на сроки выплаты, ни на итоговое решение страховщика по заявленному убытку.

Борьба с бюрократией

Если по договору добровольного автострахования добиться справедливости можно только через суд, то в случае с ОСАГО есть возможность повлиять на страховщика в досудебном порядке. Жаловаться на сотрудников страховой компании, нарушающих законодательство, нужно регулятору страхового рынка. При этом автовладелец должен помнить, что любая жалоба должна быть подкреплена доказательствами, например, свидетельскими показаниями. В противном случае специалисты Центробанка не смогут применить к проштрафившейся компании дисциплинарные меры.

Добавить комментарий

О сайте

Информационный сайт последних и актуальных новостей о страховании.

Комментарии

Посетители

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930