Такие разные рейтинги

Такие разные рейтинги

Сегодня все больше экспертов советует потребителям выбирать страховую компанию только после изучения рейтингов. В условиях кризисных перемен такой совет вполне оправдан. Рейтинговые оценки формируются на основе объективных и проверяемых данных, делаются профессиональными агентствами и в целом внушают доверие. Однако сравнение рейтингов страховых компаний, как правило, не обходится без противоречий. Один и тот же страховщик в них может занимать разные позиции и иметь неодинаковые оценки. Как разобраться в рейтингах неподготовленному человеку?

Международные

Потенциальному клиенту страховой компании будут интересны ее оценки в рамках четырех видов рейтингов: международных, национальных, экспертных и локальных. Международные рейтинги формируются крупнейшими мировыми агентствами Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings. Оценки присваиваются не только компаниям, но и городам, областям, государствам и странам по всему земному шару. Такие масштабы позволяют рейтинговым агентствам учитывать огромных спектр факторов и рисков, а также давать стратегические прогнозы. Именно поэтому их аналитика чрезвычайно востребована. Обычным потребителям рейтинги «большой тройки» будут полезны для определения общих позиций той или иной страховой компании на рынке, а также степени доверия к ней иностранных инвесторов. При всех плюсах у международных рейтингов есть два существенных недостатка:

Отсутствие данных о небольших российских страховых компаниях. В поле зрения ведущих рейтинговых агентств попадает только крупный страховой бизнес страны.
Второй недостаток заключается в сильной зависимости рейтинга конкретной компании от общего рейтинга страны, а также городов и регионов ее присутствия.


Так, например, в середине января 2015 года агентство Moody's понизило рейтинг гособлигаций РФ до самого низкого уровня. Fitch Ratings вынесло «негативный» прогноз для страны, а S&P поместило Россию в список на пересмотр в сторону понижения. Таким образом «большая тройка» отреагировала на кризисные тенденции в российской экономике, связанные с ослаблением рубля, снижением стоимости нефти и санкциями. Одновременно с этим в список на пересмотр попали многие ведущие компании страны, в том числе сразу пять крупных страховщиков. В ближайшем будущем рейтинги их финансовой устойчивости снизятся, а прогнозы будут «негативными». Неподготовленного страхователя такая информация может сильно взволновать. Хотя на деле это не значит, что лидеры страхового рынка в один момент утратили надежность и устойчивость. Такие оценки — лишь следствие цепной реакции, они не отражают реалий страхового рынка РФ.

Национальные

Национальные рейтинги, которые формируются российскими агентствами, в данном случае более информативны. В частности, «Эксперт РА» уже не раз за последнее время подтверждал высокие рейтинги ведущих компаний страховой отрасли. Российские агентства больше погружены в рынок, лучше разбираются в экономической и политической ситуации, учитывают специфику разных регионов, а также могут оперировать более детализированными данными, чем их коллеги международного уровня. Российские рейтинги легко найти в новостях страхового рынка или на специализированных сайтах.

Все данные приводятся с расшифровкой. Соответственно, даже непрофессионал легко сможет понять, что, например, рейтинг «А+» означает «очень высокий уровень надежности». К сожалению, наличие рейтинга уровня «A+» или даже «А++» не гарантирует, что страховая компания не пойдет на сокращение уровня продаж ОСАГО или не перенесет офисы продаж в отдаленные пункты. Дело в том, что рейтинг учитывает более интегрированные показатели, которые могут не стыковаться с политикой страховщика в данный момент. Здесь нужны данные более узкого спектра, предоставить которые могут экспертные или финансовые рейтинги.

Экспертные и финансовые

Эти «хит-парады» страховых компаний формируются на основе официальных данных отчетности игроков рынка. Они показывают объемы сборов (денег, полученных от продаж полисов) и объемы выплат компаний по определенным секторам, например, КАСКО и ОСАГО. Также здесь можно почерпнуть информацию о величине клиентского портфеля страховщика по тому или иному виду страхования, доле рынка и так далее. Однако данный вид рейтингов также не обходится без недостатков. Например, объем страховых сборов компании формируется на основе показателей начисленной премии, а не фактически поступившей на счета страховщика. Если говорить об уровне выплат, то он не учитывает компенсации, которые страховщик выплатил по решению суда. В секторе ОСАГО, например, доля таких компенсаций — около 80%. Все это может искажать реальную финансовую картину.

Народные

Самый понятный для потребителя вид рейтингов — народный. Он формируется на основе отзывов реальных клиентов страховых компаний. Его основное преимущество в том, что можно не только увидеть, как ранжированы компании, но и прочитать мнения их клиентов о сервисе, ценах и т.д. Такой рейтинг может быть предельно информативен, но здесь также есть свои «но». Нужно учитывать, что рейтинги формируются из отзывов обычных людей, которые могут быть субъективны в своих оценках. Кроме того, нередко страхователи не точно понимают правила страхования, например, систему коэффициентов ОСАГО, а также свои права и обязанности по договору и другие параметры. В секторе «автогражданки» сейчас тяжелая кризисная ситуация, соответственно, у любой компании рынка будет весомая доля отрицательных отзывов. Об этом следует помнить.

Каждый вид рейтинга имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы получить наиболее объективную оценку, стоит рассматривать эти рейтинги в комплексе. Такой подход позволит избежать противоречий в данных и получить максимально достоверную информацию. На основе собранных данных гораздо проще выбрать действительно качественного и надежного страховщика.

Добавить комментарий

О сайте

Информационный сайт последних и актуальных новостей о страховании.

Комментарии

Посетители

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31